• Главная • Рассказы об Австралии • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •


Другие города

 

• Волшебная страна Европа • По Рейну и Мозелю • Лондон Шерлока Холмса • Брюгге • Впервые в Лондоне • Хоббитон • Анти-Фиджи • Амстердам • Чехия 2006 • История 18-летней давности •


А М С Т Е Р Д А М - 2 0 0 6

Продолжение (часть 3)

( 1   2   3   4

   

День второй

Выбравшись наутро из ванной и окунувшись в солнечный свет, струящийся из-за занавесок, шум толпы за окнами и ставший уже неотъемлемой частою антуража трамвайный грохот, достаю путеводители и сажусь составлять маршрут на сегодня. В моем распоряжении целый день! От вчерашнего вечернего посещения красных фонарей до сих пор на душе оскомина. Бр-р, туда я больше ни ногой, сегодня буду ходить исключительно по музеям и набираться положительных эмоций. Первым будет, конечно,  Rijksmuseum, богатый полотнами Вермеера – их там целых четыре (из тридцати сохранившихся, разбросанных по всему миру). До музея доезжаю на трамвае – надо познакомиться поближе с этими амстердамскими чудищами. Компостирую билет, пробираюсь сквозь толпу к окошку – давка здесь совсем как в Питере. Держаться приходится обеими руками – трамвай действительно мчится сломя голову, сильно раскачиваясь из стороны в сторону. Добравшись до места и отстояв в очереди на солнцепеке где-то с пол часа, начинаю жалеть о том что не купила Amsterdam pass – единый билет на проезд в городском транспорте, посещение всех музеев и две прогулки на катере по каналам – счастливые обладатели этих билетов гордо проходят мимо очереди, свысока поглядывая на изнывающий на солнцепеке народ, подручными средствами пытающийся защитить себя от палящих лучей. Кто-то стоит, раскрыв зонтик, кто-то закрывается рукой, кто-то сделал бумажные шапки-треуголки из туристских карт. Наконец билет куплен и я вхожу под темные после ослепительного дневного света своды музея. В Rijksmuseum меня поразили три вещи. Первая из них - два игрушечных дома под стеклом, сделанные не помню в каком веке какой-то богатой дамой (в одном из первых залов на нижнем этаже). Дома эти поражают тщательностью и любовностью исполнения, это полная реконструкция голландского богатого жилого дома17-18 веков. Игрушечный дом, высотой не более полутора метров, сделан как бы в разрезе, так что вы видите обстановку комнат, наполненных мебелью, посудой, картинами, всевозможной домашней утварью и маленькими фигурками обитателей в старинных одеждах. Все здесь – от крошечных фарфоровых тарелок и серебряных приборов, до расшитых и украшенных кистями штор на окнах – является точной копией оригиналов, так что быт того времени предстает с полной наглядностью и реализмом. Простояв с пол часа, разглядывая это своего рода чудо и безуспешно пытаясь сфотографировать его через стекло (фотографировать в музее можно, но без вспышки, а освещения в залах явно не хватает), поднимаюсь на второй этаж. Здесь находятся две знаменитые картины Рембрандта, которые, впрочем, не вызвали у меня должного восхищения. Одна из них – «Еврейская невеста», вторая – грандиозное по размерам полотно «Ночной дозор». Для последнего отведен целый зал, в котором происходит целое представление – периодически картина подсвечивается разными цветами, выделяя то или иное действующее лицо, о котором параллельно идет рассказ из репродуктора. Для зрителей амфитеатром устроены скамейки. В следующем зале находится, собственно, то, за чем я сюда шла. Именно здесь, в небольшой довольно светлой комнате, висят те четыре картины Вермеера, они кажутся крошечными по сравнению с огромным «Ночным дозором». Дождавшись, когда уйдет группа с экскурсоводом, подхожу, наконец, вплотную к каждой картине. Перед Вермеером можно стоять бесконечно. Картины завораживают, скромный и бесхитростный сюжет словно наполнен вековечным смыслом и скрывает за внешне простой оболочкой целую жизнь. В эти картины можно «войти», если долго и пристально смотреть на них – вот ты уже не в зале, а там, за гранью холста, в другом, старом и загадочном мире, рядом с его героями.

Третье достойное восхищения сокровище музея, у которого можно простоять бесконечно, рассматривая детали – «Большой зимний пейзаж» Аверкампа.

Музей Rijksmuseum сравнительно небольшой, его можно пробежать за десять минут, а можно провести здесь несколько часов. Еще раз вернувшись на первый этаж к моделям домиков, выхожу на яркий солнечный свет. Хочется есть, неподалеку вижу ларек с большой рекламной вывеской «Hollandse Niewe» («Голландская новая») - знаменитой голландской селедкой. Несмотря на рекламу в путеводителе, этих ларьков в Амстердаме я видела не так уж и много, поэтому решаю перекусить. Селедка оказалась вкусной, но есть ее было большой ошибкой – после этого весь день безумно хотелось пить.

__________________________________________

Я направляюсь дальше – список музеев, которые хочется посетить сегодня, довольно велик. Дальше я иду пешком, на пути любуясь городом – все музеи расположены в центре и маршрут составлен так, чтобы попутно увидеть как можно больше знаменитых улиц, каналов и мостов. Следующий в списке – дом-музей Van Loon на канале Keizergracht (дом № 672). Это дом-музей с полностью сохранившимися интерьерами 18-го века и богатыми коллекциями картин, фарфора и др. ценностей, до сих пор принадлежащих потомкам владельцев дома, в 1973 году решивших открыть его для публики.

http://www.museumvanloon.nl/english/index_eng.htm

Официальный сайт музея на английском и голландском языках

 

              

Дом, лицевой фасад которого выходит на канал, а дворовый – в ухоженный садик с конюшнями и беседками, был построен в 1672 году одним из амстердамских купцов, жившем по соседству. Первым его арендатором был художник Фердинанд Бол (Ferdinand Bol), один из учеников Рембрандта. В 1752 году дом купили Abraham van Hagen и его жена Catharina Trip, которые заново отделали интерьеры в своем вкусе (большинство из них сохранилось именно с этого времени). В 19-м веке дом приобрела богатая и знатная семья Ван Лун (Van Loon), многие члены которой занимали ответственные посты в городском правительстве. Вильям Ван Лун был одним из основателей Голандской Восточно-Индийской кампании (в бывших складских помещениях которой расположен мой отель), его жена  Thora – фрейлиной датской королевы Вильгельмины, поэтому в доме часто собирались высокопоставленные гости. Thora , последняя хозяйка дома, умерла в 1945 году, а в 1973 году, после реставрации, здесь был открыт музей.

              

Музей произвел на меня очень приятное впечатление, во-первых, своими великолепными интерьерами, сохранившимися без изменений с середины 18-го века, позволяющими очень наглядно представить жизнь и быт владельцев, во-вторых, прекрасными картинами, в основном, портретами бывших владельцев, которые хозяева собирали на протяжении поколений (так же как и Шерлок Холмс, я питаю слабость к фамильным портретам). Разглядывая лица, похожие и непохожие на наши, одежду разных времен, характерные детали интерьера давно забытых эпох, которые так тщательно выписывали на своих полотнах голландские художники, можно реально и очень ощутимо почувствовать дух времени, его аромат и колорит. Нигде, наверное, кроме Голландии, нельзя составить такого яркого представления о быте давних времен по картинам.

         

          

Две нижние фотографии - старые фото дома, когда хозяева еще жили там. Слева - комната для хранения конской упряжи, справа - каретный сарай. Поражает идеальный порядок в этих, казалось бы, вспомогательных хозяйственных помещениях.

Следующий музей на моем маршруте аналогичен предыдущему, это дом-музей Willet-Holthuysen (Herengracht 605).

http://www.willetholthuysen.nl/hetmuseum.php

Официальный сайт музея на голландском и английском языках

Дом, где расположен музей, построен в 1685-1687 годах на берегу канала Herengracht, прорытого незадолго до этого, во второй половине 17-го века. Большинство дошедших до нашего времени интерьеров относятся ко второй половине 19-го века, хотя некоторые из них, например кухня, восстановлены на период середины 18-го века. С момента постройки до передачи музею дом сменил около двадцати владельцев, постоянно менявших его внутреннюю отделку в собственном вкусе, но общая планировка оставалась неизменной.

               

.

Последними обитателями были Абрахам Виллет (Abraham Willet (1825-1888)) и его жена Луиза Holthuysen (1824-1895). Луиза была дочерью богатого купца по имени Gerard Holthuysen, торгующего стеклом и английским углем. Он купил дом в 1855 году и передал ей по наследству. В 1861 году, возрасте 37 лет, Луиза вышла замуж за Абрахама Виллета, сына известного амстердамского доктора. К этому времени и относится большинство интерьеров, выполненных в модном тогда стиле Людовика XVI. Богатство жены позволило Абрахаму реализовать свою страсть к искусству – он собрал великолепную художественную коллекцию. Луиза, не имевшая детей, завещала дом и коллекцию мужа городу Амстердаму при условии создания там музея, завещание было исполнено – музей открылся через год после ее смерти, в 1896 году.

.


Оконный витраж        Оконный витраж       Коллекция миниатюр       Коллекция миниатюр


Далее, пройдясь по берегу реки Амстель и посмотрев на ее знаменитые мосты, выхожу к дому-музею Рембрандта – следующему на очереди (Rembrandthuis, Jodenbreestraat 4).

Дом построен в стиле голландского ренессанса в 1606 году и является типичным для того времени домом зажиточной семьи. В 1909 году здание было куплено для размещения там музея, который открылся в 1911 году, а в 1999 году некоторые из интерьеров были воссозданы в стиле эпохи Рембрандта.

Рембрандт купил этот дом в 1639 году, в возрасте 33-х лет, будучи уже знаменитым и достаточно богатым. По каким-то причинам он не слишком заботился о выплате ссуды, взятой на покупку дома, и в конце жизни именно дом стал причиной его банкротства. Художник прожил здесь 20 лет, и комнаты эти знали и счастливые, и несчастные времена. Здесь были рождены двое его детей – сын Титус (1641) и дочь Корнелия (1654), здесь в 1642 году умерла его жена Саския. Здесь была написана одна из самых знаменитых картин – «Ночной дозор», та самая, которую я недавно видела в Rijksmuseum. В соседнем доме на углу, где сейчас расположено кафе, жил коллекционер и продавец картин Hendrick Uylenburgh, находивший для Рембрандта богатых заказчиков благодаря своим многочисленным связям в обществе. (Саския была, кстати, его племянницей).

Больше всего в музее меня поразила кровать (правда, нечто подобное я уже видела в средневековых замках в Германии). В 17-м веке, как и в средние века, полагали, что лежа спать вредно, и спали полусидя, подкладывая под спину многочисленные подушки. Поэтому кровати того времени гораздо короче нынешних (так как на них никогда не лежали, а только сидели), и даже учитывая меньший рост наших предшественников, вытянуться во всю длину на таком ложе было просто невозможно.

Мастерская художника в верхнем этаже дома очень напомнила мне мастерскую в фильме «Девушка с жемчужной сережкой», возможно именно эта комната из музея Рембрандта послужила прообразом для создателей фильма.

.Окончание (часть 4)

.

.


Главная       Другие города