• Главная • Рассказы об Австралии • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ПО РУССКОМУ СЕВЕРУ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Владимир Шуркин

С дочкой по русскому Северу

(Кириллов – Каргополь – Самино – Ошевенск – Кенозерье –

Пяльма – Чёлмужи – Заонежье – Прионежье)

Август 2009 г.

1     2     3

Сделан ремонт на кухне, жена, отдыхавшая в Эстонии, остаётся дома, загорелая дочка Настя (12 лет), только что прилетевшая из Черногории, любезно соглашается поехать со мной в 2-х недельную поездку по Вологодской и Архангельской области, а так же по Карелии. Стартовали из Чебоксар 5-го августа в 7-30 ч., с тем расчётом, что бы на следующее утро оказаться в районе Ферапонтова. Проехать нам предстояло Н. Новгород, Иваново, Ярославль и Вологду. И в 22-30, преодолев ровно 1000 км, мы подъезжали к Ферапонтовской гостинице. В предыдущие годы мы всегда в ней останавливались. Но убийственная фраза администратора: «Двухместный номер – 3500 руб.» – заставила крепко призадуматься. Два года подряд мы ездили за границу (в Финляндию и Норвегию) и в российских гостиницах не останавливались. Неужели за два года цены могли так подскочить?  Но по виноватой улыбке девушки: «У нас новый хозяин», – понял, но для нас это дороговато. А может не всё так плохо? У нас есть палатка (во-первых), а во-вторых мы можем переночевать и в машине (вещей немного, задние сидения сняты ещё в Чебоксарах). И ещё есть рядом Кириллов! Всё-таки выспаться хочется по-человечески.

В Кириллове всё оказалось проще. Гостиница «Русь» и 1100 руб. за 2-х местный номер (в эту цену входит завтрак!) Через полчаса мы усталые и счастливые спим.

А утром просыпаемся уже на Русском Севере! В планах было просто погулять по Кириллову до обеда (если бы ночевали в Ферапонтове, то по Ферапонтову), и ехать дальше до Каргополя.

Когда-то, очень  давно, а именно в 1989 году, мы, группа молодых художников, жили здесь целую неделю на турбазе, на противоположном берегу Сиверского озера. Жили и рисовали. Излазили все стены и башни. В эту поездку тоже было запланировано порисовать, вдвоём (моя Настя весной 2010 года, заканчивает художественную школу).

В дальнейшем своём повествовании я буду уделять большое внимание деревянной архитектуре Севера, т.к. очень её люблю. И первой в моём отчёте должна была быть Ризположенская церковь из д. Бородава (1485 г. Какой почтенный возраст!) И вот в каком виде она предстала перед нами. Что ж, реставрация, конечно, дело хорошее. Но и поглядеть хотелось.

В полдень тронулись дальше по восточному берегу Онежского озера. Следующая остановка была запланирована на Саминском погосте.

Самино

Погост, по сути дела, относится к Прионежской земле, хотя и относится ныне к Вологодской области. Мало известно об Ильинской церкви, хотя она является прообразом знаменитой Успенской церкви в Кондопоге. Построена она была в 1692-1702 гг. Рядом с Ильинской на Саминском погосте существовала деревянная церковь Флора и Лавра 1656 г. Несомненно, обе церкви составляли прекрасный архитектурный ансамбль, в традициях русской старины. И конечно это не её развалины можно наблюдать сейчас рядом с Ильинской церковью. То типовая Тихвинская церковь 19 века, возведённая по проекту К. Тона. При её строительстве и Ильинская церковь была перестроена. Её обшили тёсом, внутри всё выкрасили масляной краской, пристроили «вход» с арками, да ещё и нелепую колокольню сверху поставили.

Примерно в 1988 году началась реставрация этого памятника. Взялся за это дело архитектор Б.П. Зайцев. Убрали колокольню, частично сняли тесовую обшивку, установили леса… И всё. На этом работа по восстановлению церкви закончилась. Вот две фотографии. Слева моя, а вторая (справа) взята из книги А. В. Ополовникова 1998 года издания. Разницы практически никакой.

Эти-то леса 1988 года видимо мы и наблюдаем из года в год. Теперь даже непонятно, что старее – леса или трёхсотлетняя церковь.

Я здесь был с семьёй в 2006 году, и тогда нас позабавили местные псы, клянчившие еду. И слёту хватали куски хлеба и колбасы! И в этот раз тоже одна собака прибежала проводить нас. Надо сказать, где бы мы не останавливались, к Насте всегда сбегались все окрестные собаки.  Пока «дружок»! Нас ждёт Каргополь!

Каргополь

Помня наставления бывалых и опытных людей, в Каргополь мы решили ехать через Пудож. Останавливаться в нём не собирались, на выезде повернули направо и погнали в восточном направлении. В Пудоже неприятно запомнилось обилие «лежачих полицейских» на вдребезги разбитых улицах, по которым и так больше 30 км\час не разгонишься.

А Каргопольская дорога и впрямь очень даже ничего. Проехали поворот на Морщихинскую, слева засинело Лёкшмозеро. Там Кенозерье! Но мы туда попробуем пробраться через Конёво. До границы с Архангельской обл. асфальт, а ровно от границы вполне сносный грейдер. И ещё: ближе к Каргополю дорога выложена плитами, почему-то выпуклыми. Мы их тут же окрестили «горбушками».

В Гавриловской (Лядинах) решили пока не останавливаться, а заехать туда на обратном пути.

Поселились в «Каргополочке» в 14-ом номере, за 1000 руб.  Гостиницы «Чонлима» в Каргополе давно нет, а наоборот, построена новая гостиница «Каргополь», но и цены тоже выше в два-три раза. А зато в «Каргополочке», на первом этаже есть турбюро, где в любой момент можно расспросить о чём угодно.

В Каргополе я также был ровно 20 лет назад. Во время вечерней прогулки, кроме площади с древними церквями на набережной Онеги, я ничего не узнал. Нас с Настей поразило большое количество молодёжи на улицах и на набережной. То же самое: музыка, пиво, тусовка, но всё как то спокойно, по-доброму. Была толи пятница, толи суббота, короче это был свадебный день. И видимо поэтому Ленин на площади был с подарком.

Каргополь был у нас намечен как базовый центр. И каждый день из этого центра я планировал вылазки в окрестности. Главным образом для ознакомления с деревянной архитектурой. А именно: Красная Ляга, Саунино, Большая Шалга, Ошевенское, Архангело.

Красная Ляга

На следующее утро позавтракали, спросили в турбюро, как проехать в Красную Лягу, и получили ответ: проехать в обратном направлении по Пудожскому тракту до д. Ватамановская, от Ватамановской поворот направо в конце деревни. Так и сделали, свернули. Проехали метров 100, форсировали одну лужу, потом вторую, третью. Перед четвёртой, размером с небольшое озеро, в недоумении остановились. Что-то не то. Пошёл с палкой шарить дно, провалился по колено в вязкую грязь. Решил вернуться на Пудожскую дорогу и спросить у кого-нибудь. Ехали бабы на велосипедах с ягодами. На ходу прокричали, что нужный поворот я уже проехал. Оказывается,  надо было повернуть на Кучепалду, там и Красная Ляга, точнее Сретено-Михайловская церковь (1655г.), деревни давно уже нет.

Ехать до неё 7-8 км. Ехал я и волновался. До этого эту церковь видел только на фотографиях. А церковь весьма примечательна тем, например, что срублена восьмериком от самой земли. И, наверное, из всех обшитых тёсом самая нарядная.

Стоит она посреди поля, трава в человеческий рост. На входных дверях замок, но один фрагмент выломан. Как не залезть!

В церкви сохранились тябла иконостаса, остатки расписных «небес», видимо не «оригинальных». Как конструкция потолка «небом», так и его роспись соответствовала народным представлениям о настоящем небе. Количество граней на «небе» может быть 8, 12, 15, 16, 18, 24. В Сретенской церкви их 16.  В центральном (замковом) кольце помещалась фигура Спаса или Саваофа.

Снаружи храм выглядит вполне сносно, внутри разруха. Какова будет судьба этого памятника в дальнейшем? Как показывает жизнь, храм, оторванный от людей, от жилья, обречён на забвение и в конечном результате – на гибель. Как, например, рухнула Богоявленская церковь в Палтоге. Или сгорит от удара молнии.

Большая Шалга

Чтобы попасть в Б. Шалгу, надо из Каргополя проехать по направлению к Няндоме 8-10 км. Справа по ходу движения будет указатель на Рождественскую церковь (1745 г., хотя есть данные о конце 17 века, как о дате постройки). До сих пор не могу определить: то ли Рождества Богородицы, то ли Христова. В разных источниках – разная информация.

Эта скромная и незаметная среди деревьев церковь интересна прежде всего конструкцией своего шатра. Линия граней шатра не прямая, как обычно, а слегка выпуклая, вспарушенная. Таких шатров я больше нигде не видел. Кроме того, внутри шатёр сделан срубом, т.е. восьмерик, плавно сужаясь, переходит в грани шатра.

Трапезная полностью разобрана, стоят леса. Но и дело похоже стоит. Мы по крайней мере следов деятельности реставраторов не заметили. Дверей нет никаких вовсе. И вот мы внутри.

Всё очень смахивает на церковь в Красной Ляге. Только «небеса» 12-гранные, точнее места от них. А вообще они («небеса») сохранились, но будут ли на своём месте после всех восстановительных работ?

Перед церковью стоит эдаким грибом главка на шейке-барабане. Только я что-то не понял, зачем? Тем более весь лемех напрочь сгнил. А вот вместо железных гвоздей раньше применяли деревянные колышки-нагели.

Саунино

Последним объектом на сегодняшный день был Саунинский шатровый храм Иоанна Златоуста (1665 г.) Село Саунино находится километрах в пяти на север от Каргополя. И церковь найти очень просто, точнее и искать не надо. Её видно издалека.

Место ровное, открытое, погода чудесная. Прежде чем осмотреть церковь, мы решили слегка перекусить. Термос с чаем есть, открыли банку шпротов, ну и всякие кексы, рулеты. Вообще в эту поездку, что бы моя Настя не особо скучала, я покупал много сладостей, отчего мы себя сразу прозвали «Кекс» и «Укроп» и очень веселились по этому поводу. Здесь мы захотели в первый раз порисовать, но мелкий грибной дождик заставил нас передумать.

Златоустовская церковь порадовала, хоть и была закрыта. Стоит крепко, люди рядом, чувствуется любовь и уход. В ней должно было сохраниться «небо». Считается, что и в Большой Шалге, и в Саунино над «небесами» работали знаменитые иконописцы Богдановы-Карбатовские (из д. Карбатово). А снаружи церковь интересна шести-, а не как обычно восьмигранной колокольней, и ассиметрией её построения относительно оси здания. Ну и конечно тем, что она не обшита тёсом. Открытый сруб и лемех на главках меня подкупают сразу. Самое страшное для меня, когда на деревянных храмах главки обшиты листовым железом. Дай Бог тебе здоровья, Саунинская церковь, на долгие годы!

Рыбалка № 1

Вечер решили посвятить рыбалке на Онеге. Дело в том, что жена перед отъездом подарила мне спиннинг, и мне не терпелось его испробовать. Отъехали по Няндомской дороге до моста через Онегу и спустились под него, т.к. заметили там местных ребятишек-рыбаков. Надо сказать, что спиннингист из меня никакой. С собой у меня было три блесны. После «рыбалки» осталась одна. И естественно, ничего я не поймал. Весь процесс состоял из зацеплений блёсен и распутывания лески. А ещё проще обрезать. Моя блесна почему то не хотела лететь вперёд, а летела влево или вправо. Спасибо одному из пацанов, лет 10-ти, показал как забрасывать. Пошло дело. Закидывать я научился лихо. Затем настал черёд Насти. С первого заброса она намотала такую «бороду», что я сразу полез за ножом, обрезать леску. Тут откуда-то возник мужик и закричал: «Не вздумай! Щас распутаю, где леску такую брал? Дорогая небось?» Сидел с полчаса, и ведь распутал. Потом ещё чаю предложил из своего термоса. СПАСИБО! 20 лет прошло, а люди остались такие же!

С утра 8-го августа я почувствовал некоторое волнение. Сегодня мы едем в Ошевенск! Причём едем не посмотреть, а пожить, хотя бы денька два. С сайта С. Тихомирова (СПАСИБО!) была почерпнута информация о гостевом доме, а также номера телефонов.

Поехали. По пути заехали купить блёсен, но был выходной день и нужный нам магазин открывался только в 10 часов. Ждать не стали, одна блесна у меня всё-таки оставалась!

От Каргополя на север есть поворот на Ширяиху. Как такового Ошевенска вовсе и нет. А есть три деревни слившиеся воедино: Погост, Ширяиха и Низ, а перед ними развалины Алексанндро-Ошевенского монастыря. Это и есть село Ошевенское, Ошевенск или Ошевенская слобода, как угодно. Расстояние – 44 км, грейдер, вполне приличный.

А волновался я вот по какому поводу. Именно в Ошевенске, а точнее в д. Гарь (в пяти километрах от Ошевенска) мы жили в палатках целую неделю в 1989 году. Именно тогда я понял и осознал, что деревни на Русском Севере другие, особенные. Они чистые! Там не было грязи и мусора! Не было привычных заборов, палисадников! И ещё Гарь стояла на отшибе и там не очень-то были заметны признаки колхоза на полях (брошенные косилки, всякие баки и много чего другого, что в великом множестве можно наблюдать в колхозах средней полосы России).  И я боялся, что за 20 лет произошли изменения не в пользу села. Но все страхи оказались напрасными.

Но обо всём по порядку. На схематической карте окрестностей Каргополя был обозначен камень Александра Ошевенского, но где именно – непонятно. Поэтому дочери было дано задание смотреть в оба. Увидали-таки какой-то камень, к которому в траве была протоптана дорожка, да и выглядел он как-то более полировано. Наверно он и есть.

Перед деревней справа стоит какая-то каменная церковь, смотрится очень красиво, а слева развалины монастыря преподобного Александра Ошевенского (основан в 15-м веке). Хотя уже не развалины. С конца 2008 года монастырь стал действующим. Братия – иеромонах Киприан и два монаха с трудниками – понемногу восстанавливают обитель. Бог в помощь!

В советское время в монастыре была школа.  Именно там, в стенах школы-монастыря, в 89-м году была обнаружена нами трогательная надпись углём на стене: «ПРОЩАЙ ОШЕВЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ», которая запомнилась мне надолго. Так я назвал один из моих этюдов.

Здравствуй, Ошевенская любовь!

Ошевенское начинается с ряжевого моста через реку Чурьегу. Речка неширокая, мелководная и каменистая. И очень живописная. С моста открывается и само село.

С приятным удивлением я обнаружил, что деревня не состарилась. Жителей, в том числе и молодёжи, много. Шатровая Богословская церковь на месте, Георгиевская часовня тоже. И чувствуют себя неплохо. Сохранилось много старинных изб «брусом». На некоторых сохранилась резные причелины, солнца под коньком – охлупнем. Радовали глаз стога сена с несколькими стожарами.

Нашли хозяйку гостевого дома – Пекарихину Ольгу Александровну. Очень радушная и приветливая. Она живёт через два дома от гостевого. А гостевой дом – в самом центре Ширяихи, рядом с каменным двухэтажным домом, и представляет собой старинную избу с горницей, где обедают, и там же находится действующий музей деревенского быта и два (2-х и 3-х местные) номера. Хотя в каждой комнате ещё можно поставить по 2-3 раскладушки (имеются).

Половики полосатые-домотканные,  рукомойник в сенях, вода из колодца, старинные деревянные кровати скрипят, но при этом очень уютные. И запах деревянной деревенской избы! Я в детстве каждое лето ездил к бабушке в деревню (в Кировскую область), так что проностальгировал по полной программе. Классно! И стоит всё это удовольствие, не поверите, 250 руб. с человека. Вот наши апартаменты:

Загрузили вещи и поехали осматривать и рисовать церковь Иоанна Богослова (1787 г.). Рядом старинное кладбище. Нет ни крестов, ни памятников. Только надгробные плиты вровень с землёй. Плит много и слегка жутковато.

В церкви каждые выходные и по праздникам идут службы, и можно попасть внутрь. Внутри всё выкрашено голубой масляной краской, к сожалению. Сохранились «небеса». Они относятся к разряду «уникальных», т.е. есть «небеса» с изображением архангелов, есть с апостолами, есть с праотцами. А в Богословской церкви «небеса» смешанного типа. Кроме того, в этой церкви сохранилось три комплекса «небес» – в центральном восьмерике и в двух алтарях (есть один придел). Фотографировать не разрешили.

На колокольню сейчас уже не залезть – под замком. Но 20 лет назад я там был. Мало того: Я ТАМ СПАЛ! Забрался я туда не по лестницам, их там нет. А есть брёвна с вырубленными ступеньками. Дело это было нелёгкое. Но зато наверху так стало приятно и благостно, что я, насмотревшись окрестностей, прилёг на ярусе звона и задремал, минут так на 20. Проснулся от свежего ветерка. Здорово! Простенки между арками все изрезаны ножом. Между прочих надписей нашёл такую: «Прощайте, родные. Завтра ухожу. 26 июня 1941 г.»

Вечер посвятили рисованию с натуры. Три часа счастья! Заниматься любимым делом, в любимых краях, да ещё вместе с дочерью! Часто на небе видели журавлей и слышалось их грустное курлыканье. Моя Настя не новичок на Севере. Она в свои 12 лет уже побывала и в Кижах, и на Киваче, и в Заонежье, и даже на Соловках. А также в Финляндии, Швеции и Норвегии. Мало того, в 2007 году она заняла на городской научно-практической конференции школьников второе место с темой «Русское деревянное зодчество». Вот!

Погуляли перед сном, посмотрели Георгиевскую часовню, сходили к реке, но долго не выдержали. Почему? – спросите вы. Да всё потому же! Комары! А днём слепни. Но не буду о грустном. Пора спать-почивать.

Дежурная банка пива перед сном (у меня) и… ох как сладко нам спалось в эту ночь!