• Главная • Рассказы об Австралии • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

• Три похода по Северу • Унежма-Каргополье-Кенозерье • Две Золотицы • Рассказ смотрителя маяка • И снова Сельцо... • Водлозеро • Кондопога • Исповедь о поездке в Кижи • С дочкой по русскому Северу • На Северной Двине • Сплав по реке Оять • Прочь от суеты городов • Зимний Валаам • Водлозерские святки • Кожозерье • По Онеге • Из Самары в Тихманьгу •

~  Второй поход по Северу  ~

Путешествие - 1986 г., рассказ о нем - 2004 г.

Рассказ о путешествии по Архангельской области, совершенном в 1986 году в целях ознакомления с русским деревянным зодчеством. Рассказ написан в 2004 году как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.

1    2    3    4    5    6    7    8    9   10

Часть 2:    Лядины - Большая Шалга - Красная Ляга

___________________________________________________________________

"Три богатыря"

День третий. 1 июля.

На следующее утро мы собрались в село Лядины. «... А природа этой ночью не дремала. Ветер нагнал тучи, температура понизилась, но в 6 часов утра обманчиво засияло солнышко и мы, обрадовано надев шорты, взяли купальники и... дождь полил на середине пути к Лядинам. Приехав туда, мы всем телом поняли происхождение названия этого села. Я думаю, что тем самым мы внесем большой вклад в науку. Ошибочно мнение, что это название произошло от слова «лядо», что значит поле, оставленное на отдых. Мы уверены, что раньше это село называлось Ледины, от слова «лёд». Ветер дул с неимоверной силой. Руки леденели, поэтому было очень трудно рисовать» (из общего дневника). Продрожав часа полтора на знаменитом «круглом» крыльце Богоявленской церкви (церкви были закрыты и внутрь попасть не удалось), мы пошли искать место для обогрева, и последний час до автобуса провели в местном магазине около круглой жарко натопленной металлической печки, по команде поворачиваясь разными боками к огню, как шашлыки на вертеле. В этом-то магазине Аня Климова, последняя из нас, сдалась и купила, наконец, резиновые сапоги. «Позже, в конце похода, укладывая сапоги в рюкзак и с любовью поглядывая на них, она говорила, что это была самая необходимая вещь, взятая с собой» (из личного дневника).

Нужно сказать несколько слов о замечательном архитектурном ансамбле села Лядины, который нам «повезло» увидеть в такую жуткую погоду. Он состоит из двух церквей и колокольни. Шатровая Покровско-Власьевская церковь построена в 1761 году, она поражает своим размером. Ее шатер – один из самых больших среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья. Внутри церковь двухэтажная, внизу – зимняя Власьевская с трапезной, наверху – летняя Покровская. Вторая (Богоявленская) церковь ансамбля (1793 г.) размером поменьше, она представляет из себя «восьмерик на четверике», завершенный четырехскатной крышей с пятью главками. Эта церковь известна своим крыльцом-гульбищем в виде семигранного шатра с резными столбиками и перильцами, расписанным красным и синим цветами, с синим потолком-небом, усеянном белыми звездами. Дополняет ансамбль шатровая колокольня конца 18-го века.

Рисунок Анны Климовой Рисунок Анны Климовой  Рисунок Анны Климовой

Подробнее о селе Лядины и его ансамбле можно прочитать в замечательной статье Сергея Загацкого на сайте «Поэзия дерева»:

а также на сайте фонда «Земля далекая и близкая» в разделе «Города и веси земли Русской», где можно также найти много полезной информации о Каргополе и его окрестностях: http://www.zdb.ru/regions/kargopolie_8.shtml.

По возвращении в Каргополь нас встретила наша добрая хозяйка и напоила горячим чаем. «Мы пили чай, ели булку с кабачковой икрой и вареньем, и нам казалось, что нет на свете ничего лучшего, как сидеть вот так за столом в теплой комнате, пить чай, а за окном будет шуметь дождь и завывать ветер...» (из личного дневника).

Но дождь скоро кончился, нам стало стыдно своего бездействия и мы с выражением муки на лице поднялись, чтобы ехать в село Большая Шалга. Ольга отказалась наотрез и завалилась спать, а мы втроем сели в автобус на Няндому и доехали на нем до какого-то села, от которого до Большой Шалги оставалось 3 км. «Мы пошли быстрым шагом по размокшей дороге, местами превратившейся в непроходимое месиво, по красивому полю, где еще не скошена мокрая трава, мимо заброшенных домов, одиноко стоявших посреди этого поля на фоне серых мрачных туч, затянувших небо. Настроение у нас поднялось, от быстрой ходьбы мы согрелись, стали смеяться и шутить, а вскоре появилась и церковь. Мы увидели ее издалека – она возникла из группы больших елей старого погоста и сразу подчинила себе все пространство – и поле, и лес вдалеке, и эти старые дома, и мы почувствовали себя не одинокими в этом мире» (из личного дневника).

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге (1745 г.) отличается своим необыкновенным шатром. Линия шатра не прямая, а слегка выпуклая в наружную сторону, это делает силуэт здания необычайно стройным и «живым», подчеркивая стремление вверх, к небесам, что усиливается тонкой шейкой венчающей главки. В интерьере сохранилась рама иконостаса и потолок-небо.

ТРИ ПОХОДА ПО СЕВЕРУ

(рассказ-воспоминание):

Вступление: История одной книжки или Как все началось

Первый поход (1985 г.)

Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга Согинцы Юксовичи Заозерье Гимрека Щелейки – Петрозаводск – Кижи.

Второй поход (1986 г.)

Каргополь - Саунино Лядины – Большая Шалга – Красная Ляга Лёкшмозеро – Масельга Порженское Кенозеро (Горбачиха, Видягино, Тарышкино, Усть-Поча, Филипповское) – Конёво – Бережная Дуброва Пустынька Ракульское - Кирилловское - Турчасово - Пияла Верхняя Мудьюга Онега – Архангельск.

Третий поход (1987 г.)

Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – ЧухчерьмаВерхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - ТулгасВерхняя Уфтюгаснова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на)д. Унежмастанция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры

________________________

.Деревня Мондино

(Дополнение ко Второму походу)

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006

(Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006 (Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д.Унежма, ст.Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в июле-августе 2006 года. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение "Второго похода" по прошествии ровно двадцати лет)

Рисунок Анны Климовой

Фотографии церкви в Б.Шалге и других окрестностей Каргополя можно увидеть на сайте с материалами выставки «Небесное воинство»:

«Мы вышли на улицу и обнаружили рядом еще одну церковь – каменную. Она была маленькой и полностью затерялась среди вековых елей. Мы долго бродили по каменной церкви. На амвоне лежали несколько монет – дань верующих или суеверных туристов. Мы не стали их трогать и прошли в алтарь. Стоя в алтаре, мы вдруг – что это? – услышали тихую музыку. Она звучала отовсюду, казалось, что сами стены излучают те звуки, что впитали в себя за время долгих богослужений. Музыка звучала торжественно и печально, казалось, что хор голосов плачет по тем людям, которые когда-то стояли здесь, а теперь лежат под покосившимися крестами старого кладбища. Мы стояли как зачарованные, боясь спугнуть это чудесное видение. Но оно скоро исчезло – музыка превратилась в шум пролетающего над погостом самолета» (из личного дневника).

Рисунок Анны Климовой

А Ольга в это время пила чай!

Возвращаться в Каргополь решили пешком – 10 километров по хорошей асфальтированной дороге. Мы говорили, что это будет маленькая репетиция предстоящего похода – ведь нам предстояло идти 35 км от Лекшмозера до Кенозера. «Мы шли быстрым шагом по асфальтированному шоссе, лихо отсчитывая столбики – указатели километров. Ах, если бы мы знали тогда, что не по таким дорогам придется нам ходить, что не будет дальше этих столбиков-указателей, а будет бурелом, исчезающая в лесу тропа, грязь, коварные развилки, комары, медвежьи следы и километры, километры, километры... Радостные, разгоряченные, полные уверенности в себе мы вернулись домой, разбудили Ольгу, сели пить чай и стали строить планы на будущее и решать, куда нам идти дальше. Ночевка в заброшенной деревне казалась нам заманчиво привлекательной, в заброшенности было что-то жуткое, что еще больше притягивало. Нам уже не страшны были болотистые дороги и возможные препятствия. Сидя за чаем, мы были полны решимости и вдохновения» (из личного дневника).

День четвертый. 2 июля.

На следующее утро наша хозяйка разбудила нас в 6 часов утра (мы собирались ехать в село Ошевенское). Аня, правда, и ухом не повела, и проснулась уже гораздо позже, когда Света напомнила ей о цели пребывания в Каргополе. На автобус мы безнадежно опоздали, и, проведя час на перекрестке в безуспешных попытках поймать попутную машину, решили ехать в Красную Лягу (на пути к Лядинам), куда не попали вчера из-за дождя и холода.

О селе Ошевенское, в которое нам, к сожалению, так и не удалось попасть, можно прочитать на сайтах:

http://www.zdb.ru/regions/kargopolie_10.shtml - сайт фонда «Земля далекая и близкая» в разделе «Города и веси земли Русской»;

http://www.luca.ru/netway/russia/karelia/kargopol3.html - сайт «Сетка непроторенных дорог».

В Красную Лягу нужно ехать на автобусе до села Печниково, а затем 7 километров пешком. «Мы вышли из автобуса и пошли по полю, а затем по лесу. Светило солнце, закутанные туристки постепенно раздевались. Аня, мечтающая о шоколадном оттенке кожи, разделась и пошла в купальнике, несмотря на холодный ветер. Как здорово было идти по лесу! Оля, правда, иногда охала и ахала, вспоминая о своем подорванном здоровье, но шла. Церковь мы увидели издалека – она стояла прямо на лугу среди золотистых стогов сена, вдали от жилья» (из общего дневника).

Сретено-Михайловская шатровая церковь в селе Красная Ляга (1655 г.) очень красива по силуэту и расположению (когда-то здесь было озеро карстового происхождения, которое потом заросло и на его месте появился луг). Ее облик искажен неудачным ремонтом 19-го века, когда ее обшили тесом, прорезали большие окна и добавили затейливую резьбу, мало сочетающуюся с прежним строгим обликом памятника.

О Красной Ляге можно также прочитать на сайте Сергея Загацкого «Поэзия дерева»: http://www.derzod.by.ru/lyaga.html

«Где находится сама деревня, для нас так и осталось загадкой. А может быть, она уже исчезла с лица земли, и осталось от нее только название... Мы приземлились на стог сена, Аня с Олей так и остались лежать на солнышке, а мы со Светой залезли через разбитое окно в церковь. Там все было разрушено, везде валялись куски икон, разбитые рамы от иконостаса, разная церковная утварь, как будто в церкви произошел какой-то погром. Сохранилось только два потолка «небо» - один над самой церковью, а другой над алтарем.

Потом Света осталась рисовать, а я пошла фотографировать, утопая в высокой, по пояс, траве. Сенокос еще только начинался, и трава была сочная и свежая, не знающая дыма заводских труб, гари машин и пыли проезжих дорог. В ней белели ромашки, синели васильки, краснел клевер и, словно яркие огоньки, сияли полевые гвоздички. Я фотографировала Аню с ее ярко-рыжими волосами на фоне синего неба, зеленой травы и белых ромашек и казалось, что мы в сказке, в другом мире, и трудно было поверить, что есть где-то большие города, люди, машины» (из личного дневника).

Вернувшись, мы обнаружили у нашей бабушки-хозяйки «пополнение в семействе». Нас встретили новые приезжие туристы: две девушки, только что вернувшиеся из байдарочного похода по какому-то притоку Северной Двины, и еще одна странная кампания: две молодые архитекторши из Москвы в сопровождении строгой пожилой леди с громовым голосом. Эта старорежимная боевая дама, выслушав наши планы о походе от Лёкшмозера к Кенозеру пешком, безапелляционно отрезала: «Нет, никуда вы не пойдете. Вы пропадете без топора! У вас есть компас? Нет? Тогда вам там нечего делать! Вы знаете, что дорога туда заболочена? И вообще, вид у вас неопытный и не туристский!» Наперекор строгой даме, утром мы решили выехать на Лёкшмозеро.

День пятый. 3 июля.

Проснувшись в 6 часов, мы увидели, что идет дождь и решили остаться в Каргополе еще на один день. Погуляв под холодным дождем по городу, сходив в краеведческий музей, осмотрев Христорождественский собор и другие достопримечательности, мы совершили вояж по местным магазинам (нам нужны были черные чернила для рисования). Чернила мы нашли только фиолетовые в магазине «уцененные товары», но зато сфотографировали в парфюмерном магазине интересную табличку, поразившую нас до глубины души. Надпись на табличке гласила:

Одеколон, туалетные воды и лосьоны стоимостью до 10 рублей продаются с 16.00 один флакон в руки.

Распоряжение областного совета

Потом пошли смотреть завод Каргопольской народной игрушки, который размещался в обыкновенном деревянном доме, так что если бы мы не знали точного адреса, просто прошли бы мимо. Но там как раз начинался обед, все работники разбежались, и, боясь совсем замерзнуть, мы вернулись домой. Дождь кончился, и мы решили ехать на Лекшмозеро сегодня же вечером. «В автобусе мы столкнулись с нашими знакомыми девушками-архитекторами и их суровой телохранительницей, которые ехали в Лядины. Они рассказали нам, что до приезда в Каргополь были на Кенозере и видели там Алешу с Лизой, которые только вчера вышли на Порженское и передавали нам привет. Мы рассчитали, что обязательно их встретим, и нам стало теплее на душе – все-таки не одни мы будем на большой дороге!» (из личного дневника).