• Главная • Страна наоборот • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

• Три похода по Северу • Унежма-Каргополье-Кенозерье • Две Золотицы • Рассказ смотрителя маяка • И снова Сельцо... • Водлозеро • Кондопога • Исповедь о поездке в Кижи • С дочкой по русскому Северу • На Северной Двине • Сплав по реке Оять • Прочь от суеты городов • Зимний Валаам • Водлозерские святки • Кожозерье • По Онеге • Из Самары в Тихманьгу •

~  Второй поход по Северу  ~

Путешествие - 1986 г., рассказ о нем - 2004 г.

Рассказ о путешествии по Архангельской области, совершенном в 1986 году в целях ознакомления с русским деревянным зодчеством. Рассказ написан в 2004 году как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.

1    2    3    4    5    6    7    8    9   10

Часть 3:    Лёкшмозеро Масельга

___________________________________________________________________

На Лёкшмозеро мы приехали часов в 7 вечера и попросились ночевать к одной пожилой женщине. Она пустила нас, напоила чаем с пирогами и посоветовала идти в Масельгу этим же вечером (8 км) и ночевать там. Мы сомневались – ведь Масельга - заброшенная деревня, но она сказала, что там живет одна бабушка, у которой можно будет остановиться. Мы решили так и сделать.

О Лекшмозере (в настоящее время - д. Морщихинская) подробнее можно прочитать на сайте "Кенозерье": http://kenozerje.17-71.com/morshihinskaja.htm

«Мы вышли за околицу, поднялись на пригорок и оглянулись назад. Нашему взору открылась прекрасная картина: спокойное Лекшмозеро голубело вдалеке, зеленел лес, и стояла тихая деревня, а из леса выглядывала стройная белая церквушка, освещенная лучами заходящего солнца. Миром и спокойствием веяло от этой картины. Мы немножко посидели на пригорке и пошли дальше, уже не оглядываясь. Наконец-то мы поняли, что началось Настоящее Путешествие.

«Пудожский тракт отошел от Лёкшмозера к западу, а в другие стороны от людного лёкшмозерского села начинается край, обычно называемый бездорожным» (Г.П.Гунн). Дорога поднималась все вверх, становилось суше и вот впереди слева сквозь ветки заблестело озеро. Пройдя немного вперед, справа внизу мы увидели второе! Мы шли по масельге (что по карельски означает «земляная гора») – высокой гряде между двумя озерами. «Здесь сердце озерного края, гряда эта и есть водораздел. Левое озеро, Морщихинское, через протоки, другие озера и речки связано с Онежским озером и, следовательно, с бассейном Балтийского моря. Правое – Виленское – через речку Виленку, другие озера и речки связано с Кенозером, а, следовательно, с рекой Онегой, с бассейном Белого моря. Это удивительное место сейчас перед нашими глазами» (Г.П.Гунн).

Немного погодя мы прошли домик лесника, где никого не было, потом началось поле, и вот из-за деревьев перед нами открылось чудо. Мы замерли, не в силах вымолвить ни слова. На берегу тихого озера, взбираясь по крутому берегу, утопая в высокой траве, живописно раскинулись домики, амбарчики, баньки... В траве синели васильки, белели ромашки, невдалеке поблескивало еще одно маленькое озерцо. Небо было розовым, сиреневым, оранжевым, и таким же было озеро. Стояла абсолютная тишина, которую страшно было спугнуть неосторожным словом или резким движением. Над озером возвышалась Хижгора (высшая точка в округе), над которой, теряясь среди верхушек вековых елей, словно бы парил крест церкви» (из личного дневника).

Найдя дом, похожий на обитаемый (на заборе были развешены старые одеяла), мы скинули рюкзаки (только сейчас мы почувствовали, как устали). К нашему удивлению к нам навстречу, вместо бабушки, вышел молодой человек, похожий на геолога или художника. Оказалось, бабушка уехала на лодке проверять сети, а он с другом гостит у нее (молодые люди оказались семинаристами из Загорска).

В ожидании хозяйки мы пошли осматривать деревню. «Больше в деревне никого не было, дома стояли пустые, стекла и двери во многих домах были выломаны, а вещи растащены. Призрачно белели в темноте полуразрушенные печи. Наконец мы нашли один дом, который казался обитаемым. Мы проникли в него через хозяйственный двор, так как дверь в саму избу была заколочена. В сарае была навалена всякая хозяйственная утварь – старые корзины, круглые каменные жернова, на которых раньше мололи муку, бочки, скрепленные лозой вместо железных обручей, чугунки, ухваты, какие-то тряпки, тулупы, сапоги... Мы вошли в избу и остановились в изумлении. Казалось, хозяева только что вышли на минуту куда-то. Стояла в углу деревянная кровать, застеленная белым покрывалом, пол-избы занимала русская печь, на полках стояла посуда, лежал старый, давно засохший хлеб, на столе мы увидели керосиновую лампу. В другой комнате – еще две застеленные кровати, но там было очень темно, так как окна были заколочены. Эта изба показалась нам музеем. Нет, не музеем – казалось, что мы попали в быт прошлого века, вот только хозяев не видно. Ничто в доме не напоминало о цивилизации, каждая мелочь говорила о том, что мы, как на машине времени, перенеслись из 20-го века в 19-й. Мы еще походили по этой избе, а потом вернулись к нашему домику. Хозяйки еще не было, и мы решили посидеть в баньке. Зашли в баньку и опять ахнули. Там из камней была сложена печь-каменка, баня топилась по черному, и весь потолок был в саже. На камнях стоял бак с теплой водой – печка была недавно топлена, и в бане было уже не душно, но очень тепло. Мы решили, что могли бы и ночевать здесь, Света легла на полати но выяснила, что не помещается на них. Из окна баньки мы увидели старую маленькую лодку, тихо скользящую по неподвижной глади озера. Из лодки вышла старушка, она встретила нас приветливо и повела в дом. Здесь нам пришлось ахать в третий раз – это была такая же избушка, какую мы только что видели, только в два раза меньше, вся черная, покосившаяся. Двери низкие, так что приходилось сгибаться в три погибели, чтобы войти в них. Русская печь была восхитительна! Вдоль избы – лавки, кровати, врубленные в стены, света нет и в помине. Старушка поставила самовар, растопив его углями. Самовар был медный, старинный, и такой тяжелый, что два парня-семинариста с трудом подняли его. Вскоре самовар весело зашумел, на столе появились тарелки с ухой, рыбные и мясные консервы, сухари.

Рисунок Анны КлимовойРисунок Анны КлимовойМы достали свои хлебные запасы. Старушка зажгла свечу и мы сели пить чай. Чай был вкусный и очень горячий, свечка призрачным светом освещала наши лица, нам было весело и все было, как в сказке, как в тумане. Потом молодые семинаристы стали уступать нам свои кровати, но мы отказались и расстелили спальники на полу. Старушка залезла на печку и совсем потерялась на ней, парни храпели на кроватях и мы скоро заснули» (из личного дневника).

День шестой, 4 июля.

Утром мы отправились на Хижгору. Мы вышли сначала к маленькой часовне на кладбище, на которой не было даже главки. Там были развешены полотенца, стояли иконы, лежали конфеты и деньги. Эта часовня уже не вызвала у нас такого удивления, как тогда в Пертисельге, в прошлом походе. Комары жрали нещадно. Можно было бы подумать, что они специально были созваны со всей Масельги на этот маленький пятачок, чтобы полакомиться нами. Потом мы поднялись на гору к самой церкви Александра Свирского (нач. 19-го в.). Она была сильно разрушенной, но в алтаре мы увидели несколько хороших икон.

Рисунок Анны Климовой

О Масельге и окрестностях можно также прочитать на сайтах:

Кенозерье http://kenozerje.17-71.com/maselga.htm и http://kenozerje.17-71.com/maselgaout.htm;

Сетка непроторенных дорог

(отчеты о велопоходах с фотографиями и описаниями)

ТРИ ПОХОДА ПО СЕВЕРУ

(рассказ-воспоминание):

Вступление: История одной книжки или Как все началось

Первый поход (1985 г.)

Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга Согинцы Юксовичи Заозерье Гимрека Щелейки – Петрозаводск – Кижи.

Второй поход (1986 г.)

Каргополь - Саунино Лядины – Большая Шалга – Красная Ляга Лёкшмозеро – Масельга Порженское Кенозеро (Горбачиха, Видягино, Тарышкино, Усть-Поча, Филипповское) – Конёво – Бережная Дуброва Пустынька Ракульское - Кирилловское - Турчасово - Пияла Верхняя Мудьюга Онега – Архангельск.

Третий поход (1987 г.)

Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – ЧухчерьмаВерхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - ТулгасВерхняя Уфтюгаснова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на)д. Унежмастанция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры

________________________

.Деревня Мондино

(Дополнение ко Второму походу)

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006

(Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006 (Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д.Унежма, ст.Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в июле-августе 2006 года. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение "Второго похода" по прошествии ровно двадцати лет)

Рисунок Анны КлимовойРядом с церковью мы нашли много земляники и, собирая ее, заметили двух людей, тоже идущих к церкви. Это оказались Алеша с Лизой! Нашей радости не было границ. Путь к Кенозеру, судя по их рассказу, предстоял нелегкий – дорога заболоченная, разъезженная, местами, наоборот, почти незаметная. Они оставили нам все, что могло облегчить наше путешествие – небольшой походный топор (который нам, правда, ни разу не пригодился), мазь от комаров, сахар, изюм и довольно большой кусок твердокопченой колбасы. От компаса мы отказались – все равно никто из нас не умел им пользоваться. Попив чай у старушки, которая дала нам на прощание в дорогу невкусных горьких черных сухарей (о, как они нам вскоре пригодятся!), мы с Алешей и Лизой вышли на дорогу и пошли в разные стороны. Мы – на Порженское, они – на Лекшмозеро. Мы знали, что Порженское – заброшенная деревня и там никто не живет, и я до сих пор поражаюсь, как мы решились там ночевать (эта ночевка была запланирована еще в Ленинграде). Теперь, оглядываясь назад, я уже не повторила бы этого поступка. Если выйти из Масельги утром, до Кенозера вполне можно дойти за один день.