• Главная • Страна наоборот • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

• Три похода по Северу • Унежма-Каргополье-Кенозерье • Две Золотицы • Рассказ смотрителя маяка • И снова Сельцо... • Водлозеро • Кондопога • Исповедь о поездке в Кижи • С дочкой по русскому Северу • На Северной Двине • Сплав по реке Оять • Прочь от суеты городов • Зимний Валаам • Водлозерские святки • Кожозерье • По Онеге • Из Самары в Тихманьгу •

~  Второй поход по Северу  ~

Путешествие - 1986 г., рассказ о нем - 2004 г.

Рассказ о путешествии по Архангельской области, совершенном в 1986 году в целях ознакомления с русским деревянным зодчеством. Рассказ написан в 2004 году как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.

1    2    3    4    5    6    7    8    9   10

Часть 6:   Усть-Поча - Филипповское - Конёво - Бережная Дуброва

___________________________________________________________________

Вот и Усть-Поча – удивительно длинный поселок, расположенный на узкой полоске земли между озером и рекой Почей. На этой полоске помещалось только два ряда домов и единственная, но очень длинная улица между ними, местный Бродвей, на который вечером выходила гулять вся местная молодежь. В Усть-Поче тогда было общежитие, в котором можно было жить бесплатно. С трудом найдя мастера Шамилова, у которого были ключи, мы шикарно расположились в большой темной комнате с семью кроватями в пустом общежитии, с кухней, где были электрический чайник и плитка, с туалетом, умывальником и даже с радио.

День девятый, 7 июля.

Утром мы позавтракали горячим хлебом, купленным прямо в пекарне, с парным молоком, и собрались идти в д. Филипповское на Почозере. Идти нужно было 8 км. по ближней дороге (с переправой через озеро) или 12 км. по дальней (без переправы). Выбрав ближнюю дорогу, мы благополучно переправились через озеро (раздобыть лодку тогда не было проблемой) и бодро зашагали вперед. В пути нам опять попадались медвежьи следы, и собака, увязавшаяся за нами в деревне, все время рычала на кого-то в чаще. Стройная шатровая церковь Происхождения Честных Древ Христовых в д. Филипповское (примерно 1700-й г.) стоит на холме и очень красиво смотрится и с дороги, и с другого берега озера. Неподалеку – старое кладбище с древней рубленой оградой и придорожная часовня Кирика и Улиты 19-го в.

Рисунок Анны Климовой

Рисунок Анны Климовой       Рисунок Анны Климовой

Подробнее о д. Филипповское см. на сайте «Кенозерье»: http://www.kenozerje.17-71.com/pochozero.htm

День десятый, 8 июля.

Ну и денек предстояло нам провести! Знали бы мы это, когда спокойно садились утром на катер, чтобы ехать в Першлахту, откуда лежал путь на Конёво (следующий пункт путешествия) и когда ехали четыре часа по прекрасному Кенозеру. Правда, приключения начались еще на катере. Выйдя на палубу подышать воздухом, я разговорилась с молодым человеком из Москвы (на шее у него висел огромный зуб от щуки). Он хвастался, что поймал эту щуку сам, что весит она 8 кг и теперь он везет ее в ведре домой. Ведро у него действительно было, но что там – неизвестно. Молодой человек рассказывал веселые охотничьи истории, две из которых я хочу здесь привести (своего рода народный фольклор, хотя, как недавно выяснилось, совсем не кенозерский).

Знаете ли вы, как нужно ходить на медведя? Нужно взять с собой кусок фанеры и молоток. Увидев медведя, фанеру следует выставить вперед перед собой. Медведь кидается на фанеру и когтями впивается в нее. Вот тут нужно не зевать и молотком забить его когти поглубже в фанеру. А потом останется всего лишь взвалить его на плечи вместе с фанерой и живого принести домой. А на зайца в сорокаградусный мороз ходят так: берут с собой репчатый лук и раскидывают его на снегу. Заяц приходит, нюхает лук и начинает плакать. На морозе слезы замерзают и он перестает видеть. Вот тут-то хватай его за уши, сажай в мешок и неси домой!

Сойдя с катера, мы сели в маленький местный автобус, который подбрасывало на каждом ухабе, и поехали дальше. Выехали на Онегу, долго ехали вдоль реки, видели рубленый мост на городнях кон. 18-го века через приток Онеги Кену (у д. Измайловская), потом переправились на пароме на другую сторону, и вот уже вдалеке показалось большое село Конёво.

В Конёве, прямо на центральной проезжей дороге, расположена замечательная клетская часовня 18-го века с высокой крышей-щипцом.

Осмотрев часовню, мы направились в деревню Бережная Дуброва на другой стороне Онеги. Переехав на пароме реку, мы увидели прекрасную церковь Николая Чудотворца (1678 г.), увенчанную бочкой с девятью главками. На карнизе храма сохранилась надпись: «Сей храм обшит тесом и выкрашен, а внутри церкви украшен иконостасом в лето 1882 года от благодарных к памяти своим предкам и славе имени божия бережно дубровских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма 1678-1878 годах». В церкви сохранились две печи, которыми она отапливалась. Погода была чудесная, и вообще местность вокруг Бережной Дубровы очень красивая. Онега здесь еще равнинная и спокойная, по берегам – все поля да луга, лишь изредка прямо к берегу подходит лес, и трудно представить, что скоро она может стать таежной порожистой рекой с высокими обрывистыми берегами.

Подробнее о церкви в Бережной Дуброве можно прочитать на сайте http://www.onegaonline.ru/dz/arhiv/dubrova/index.htm  («Онега онлайн»).

Мы не собирались ночевать в Конево, и в 6 часов вечера выехали на автобусе до Плесецка, где устроились в гостиницу. Следующим пунктом нашего путешествия была намечена деревня Пустынька в среднем течении Онеги, и нам еще предстояло выяснить, как до нее добраться. В желтой книжке Гунна, которая была нашим путеводителем, было написано, что туда не ходит рейсовый транспорт, не доехать на машине, так как нет дорог, и не добраться на катере из-за порогов. Г.П.Гунн предлагал ехать от Плесецка до Наволока, а оттуда 30 км пешком через тайгу, но мы боялись медведей и не хотели идти пешком. Прибыв в Плесецк, мы начали спрашивать, как добраться до Пустыньки, но столкнулись с несколько странным обстоятельством. Люди, к которым мы обращались, как-то странно на нас смотрели и говорили, что не знают, а иногда спрашивали: «А зачем вам туда?». Мы почти потеряли надежду добраться до Пустыньки и стали выяснять, как доехать до Ярнемы, откуда снова начинается судоходство по Онеге, чтобы двигаться дальше в Турчасово. Тут все оказалось проще – от Плесецка шел автобус до Савинска, а оттуда – до Ярнемы. Тогда мы составили такой маршрут: утром едем в Наволок, там еще раз узнаем насчет Пустыньки и пытаемся найти попутную машину (ведь возят же туда как-то продукты!). Доезжаем до Пустыньки, там ночуем, а на следующий день тем же путем возвращаемся обратно и на автобусе едем до Ярнемы. Этот план был утвержден на собрании нашего маленького отряда, и в 11 часов вечера мы отправились на автовокзал узнавать, когда утром идет автобус до Наволока. Наивные! Знали бы мы, что уже с сегодняшнего вечера наш поход примет непредвиденный оборот, все перевернется вверх дном и мы попадем в такие места, куда никогда не собирались и даже не знали об их существовании!

На автовокзале мы увидели автобус, который отправлялся на Наволок – там уже сидели пассажиры. Мы решили спросить у водителя, как от Наволока добраться до Пустыньки, и с этого-то все и началось. Водитель, молодой парень, опять странно посмотрел на нас, опять спросил: «А зачем вам туда?», и, когда мы объяснили ему цель нашего путешествия, сказал: «Садитесь в автобус!». Мы, удивленные (ведь ехать сегодня на ночь глядя мы уже никуда не собирались, да и вещи наши остались в гостинице), забросали его вопросами, на что он махнул рукой и сказал: «Садитесь в автобус, а за вещами сейчас заедем». Мы сели в автобус. Ольга Котова, самая рассудительная из нас, призывала нас одуматься и вернуться в гостиницу, но мы, охваченные каким-то безрассудным порывом, решили поручить нашу судьбу Провидению. Автобус остановился возле гостиницы, и мы ринулись за вещами, не очень уверенные в том, что он будет нас ждать. Но автобус ждал вместе с терпеливыми пассажирами, и мы поехали дальше. Тут только я вспомнила, что на автобусе была надпись: Плесецк – Наволок – и еще какой-то пункт, на который мы не обратили внимания. Я спросила у женщины, сидящей рядом, куда идет автобус, и она ответила: в Североонежск. Мне стало немножконе по себе, но делать было нечего, и мы решили полностью довериться судьбе. В Наволок мы приехали в пол первого ночи. Часть пассажиров вышла, но водитель сделал нам знак не выходить из автобуса. В час ночи мы прибыли в Североонежск. Это оказался «перспективный поселок» - в тайге стояло несколько пятиэтажных кирпичных домов и было какое-то подобие улиц. Все пассажиры разошлись, а мы остались сидеть в автобусе - наступило время «поговорить». Водитель вышел к нам, и мы еще раз напомнили ему, что нам нужно не в Североонежск, а в Пустыньку. Тут-то мы и узнали, почему люди так странно смотрели на нас, когда мы о ней спрашивали. Оказывается, там находится дом сумасшедших! Водитель сказал нам, что до Пустыньки ходит сплавной катер, но ходит он не каждый день, и будет ли он завтра – неизвестно. «А откуда он ходит?» - спросили мы. «А черт его знает – может, от Наволока, может, от Строителей...» - ответил Володя (так звали молодого водителя). Мы несколько расстроились от такой неизвестности, и Володя решил нам помочь – съездить в Наволок и посмотреть, стоит ли там катер. Если стоит, значит, утром он пойдет в Пустыньку. Мы доехали на том же автобусе до Наволока (сразу видно, бензин был государственный!), там нас окружили какие-то парни на мотоциклах, что не повысило нашего и без того унылого настроения. Наш водитель долго говорил с ними, потом подъехала еще какая-то машина, в которой оказался Володин знакомый (похоже, что в северных краях все друг друга знают). Он вызвался довезти нас на своей машине до пристани и посмотреть, есть ли катер. Мы с Аней поехали. Он довез нас до какой-то конторы, где все уже спали, и узнать ничего не удалось. Тогда мы вышли и пошли пешком по высокой траве на пристань. Ноги у нас были мокрые насквозь, было жутко холодно, дул сильный ветер, и мы с грустью вспоминали о теплой гостинице, так легкомысленно оставленной. В сумерках и в тумане ничего не было видно. Мы с трудом разглядели какие-то лодки, но понятия не имели, как должен выглядеть сплавной катер. Пришлось возвращаться к автобусу ни с чем и опять ехать на стоянку в Североонежск. На автовокзале мы еще немножко посидели с Володей и пожилым сторожем, который присоединился к нашей кампании, поболтали о Ленинграде (сторож, оказывается, жил там до войны). Володя сказал, что недалеко отсюда находятся лагеря заключенных, и, когда стало светать, показал нам ограду одного из них, которая была хорошо видна. Он рассказал, что были случаи, когда заключенные бежали из лагерей и жили в тайге, но в тайге долго не прожить – комары съедят, да и питаться нечем, и им приходилось выходить в деревни за продуктами, где их и ловили. Еще Володя сказал, что у него есть брат, который увлекается деревянным зодчеством и у него есть много самодельных макетов. Нам очень захотелось посмотреть на макеты, но не идти же к нему ночью! Потом Володя ушел домой спать, а мы остались в автобусе, расстелили на сиденьях спальники и, скорчившись, сразу же заснули в ужасно неудобных позах. Так для нас наступил

День одиннадцатый, 10 июля.

Проснулись мы часа через два, вокруг уже вовсю ходили люди, ездили автобусы, словом, начался новый рабочий день. Наш автобус с тем же водителем должен был отправляться обратно в Плесецк. Ольга Котова, сытая приключениями по горло, сказала, что ни в какую Пустыньку не поедет, и купила себе билет до Плесецка. Мы не знали, что делать – очень уж не хотелось возвращаться ни с чем. Проезжая по мосту через Онегу, Володя  вдруг сказал нам: «Да вот же катер!» Мы выскочили из автобуса. Оля категорически отказалась и сказала, что будет ждать нас в Плесецке до вечера, и мы втроем остались на пустынной дороге, несколько ошарашенные неожиданностью всего происходящего. Но погода прояснялась, выглянуло солнышко, стало немножко теплее, и мы начали спускаться к воде, где, действительно, стояли несколько моторок и катер, который мы не заметили вчера ночью. Вокруг работали какие-то люди, и мы спросили у них, пойдет ли катер в Пустыньку. Но катер оказался «не тот» и идти в Пустыньку не собирался. Мы опять упали духом, но тут один из рабочих, пожилой мужчина с добрым открытым лицом, сказал нам, что может довезти нас на своей моторке в Пустыньку. Мы обрадовались неимоверно – все-таки не напрасными оказались наши ночные страдания. Мы оставили рюкзаки в местной «конторе» - маленьком сарайчике на берегу реки – ведь мы собирались в Пустыньку только на один день, из конторы была принесена большая канистра казенного бензина, и мы поплыли.

Продолжение

1    2    3    4    5    6    7    8    9   10

ТРИ ПОХОДА ПО СЕВЕРУ

(рассказ-воспоминание):

Вступление: История одной книжки или Как все началось

Первый поход (1985 г.)

Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга Согинцы Юксовичи Заозерье Гимрека Щелейки – Петрозаводск – Кижи.

Второй поход (1986 г.)

Каргополь - Саунино Лядины – Большая Шалга – Красная Ляга Лёкшмозеро – Масельга Порженское Кенозеро (Горбачиха, Видягино, Тарышкино, Усть-Поча, Филипповское) – Конёво – Бережная Дуброва Пустынька Ракульское - Кирилловское - Турчасово - Пияла Верхняя Мудьюга Онега – Архангельск.

Третий поход (1987 г.)

Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – ЧухчерьмаВерхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - ТулгасВерхняя Уфтюгаснова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на)д. Унежмастанция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры

________________________

.Деревня Мондино

(Дополнение ко Второму походу)

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006

(Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).