• Главная • Рассказы об Австралии • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

• Три похода по Северу • Унежма-Каргополье-Кенозерье • Две Золотицы • Рассказ смотрителя маяка • И снова Сельцо... • Водлозеро • Кондопога • Исповедь о поездке в Кижи • С дочкой по русскому Северу • На Северной Двине • Сплав по реке Оять • Прочь от суеты городов • Зимний Валаам • Водлозерские святки • Кожозерье • По Онеге • Из Самары в Тихманьгу •

~  Третий поход по Северу  ~

Путешествие - 1987 г., рассказ о нем - 2006 г.

Рассказ о путешествии по Архангельской области, совершенном в 1987 году в целях ознакомления с русским деревянным зодчеством,  прохождения строительной практики на реставрации деревянной церкви в селе Заостровье Виноградовского района, а также обмеров малоисследованных памятников деревянного зодчества в удаленных районах. Рассказ написан в январе 2006 года как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Часть 5:   Верхняя Уфтюга

1 августа

Рано утром, после бессонной ночи, проведенной в работе, мы вышли из Яковлевского и направились к маленькому местному аэродрому. К нашей кампании из троих девиц прибавилось пополнение в лице молодого человека Ильи из бывшей Аниной «свиты», которого не оттолкнула даже знаменитая «прогулка» в Сельцо. Илья был моложе нас на три года, поэтому казался нам совсем юным. За глаза мы называли его младшим братиком. Перед возвращением в Архангельск мы собирались посетить Верхнюю Уфтюгу, хотя для этого нужно было сделать довольно большой крюк.

В аэропорту Яковлевского стоял густой туман, поэтому вылет задерживался. Наконец мы сели в самолет – маленький АН-2 с двенадцатью креслами, расположенными по бокам напротив друг друга. В самолете в большом количестве лежали серые пакеты из плотной бумаги, назначение которых стало нам понятно в процессе полета. Смолет швыряло из стороны в сторону, он постоянно проваливался в какие-то воздушные ямы, и скоро вид из круглых иллюминаторов, который сначала приковал наше внимание, перестал нас интересовать в силу более насущных физических потребностей. Мы летели низко над землей и прекрасный пейзаж внизу – заплатки полей, темные пятна лесов, блестящие рукава рек и даже узкие змейки проселочных дорог были видны как на ладони. Вывалившись из самолета, который приземлился в Березнике прямо на зеленый луг, мы некоторое время пытались прийти в себя, лежа прямо на траве. Нам предстояло еще два таких же рейса – сначала до Красноборска, а затем до Уфтюги, и мысль об этом вызывала очередной приступ тошноты.

Но вот дорога была позади, мы прибыли в Уфтюгу и устроились на ночлег у одной из местных старушек.

Фотография не увеличивается

Верхняя Уфтюга  с ее прекрасной шатровой церквовью Дмитрия Солунского 1784 года постройки (шатер которой замечателен тем, что рублен без всяких промежуточных связей) была тогда широко известна в узких кругах – там работал известный реставратор Александр Попов. Он был одним из первых, пытавшихся применить в современной реставрации деревянных памятников старинные строительные приемы и инструменты. Набрав небольшую бригаду и временно поселившись в Уфтюге, Попов сам заготавливал строительный лес, сушил его, изготовлял топоры, пилы и другие инструменты, придерживаясь старинных технологий, внимательно изучал древние способы и приемы. Церковь в Уфтюге была разобрана до основания, каждое бревно тщательно исследовано и промаркировано (строители пытались по возможности сохранить древние элементы), и затем была собрана вновь. Надо сказать, что нововведение Попова вызвало в прессе тех времен много жарких споров и критики. Пугал сам факт полной разборки церкви (а вдруг не смогут собрать обратно?), пугали новые методы, говорили, что старинные технологии безвозвратно потеряны и любые попытки возродить их обречены на провал. Но Попов, не слушая досужих сплетен и нападок, молча продолжал свое дело и к моменту нашего путешествия церковь была уже почти закончена, недоставало только мелких деталей. Она стояла, высокая и красивая, посреди довольно большой живописной деревни, гордо вздымая свой стройный шатер к небу. Полная переборка нисколько не уменьшила ее очарования. Обаяние старины, потерянное при перестройке церквей в Зачачье и Конецдворье, присутствовало здесь в полной мере. Новые реставрационные приемы Попова полностью оправдали себя и оппоненты должны были сложить оружие.

Нам очень хотелось увидеть знаменитого реставратора, но идти к нему было несколько страшновато. Дело в том, что две встреченные в Яковлевском туристки среднего возраста, недавно посетившие Уфтюгу, рассказали нам о не совсем гостеприимном приеме, оказанном им Поповым – ему уже, очевидно, надоели праздношатающиеся наблюдатели, довольно часто посещавшие тогда село. Женщины сказали, что Попов несколько отмяк только после того, как они принесли три трехлитровые банки черники, собирать которую у него самого не было времени.

После непродолжительного спора (мы были порядком уставшие от трех утомительных перелетов) было решено-таки идти в лес за черникой. Поскольку мы не знали, куда именно надо идти, пошли к ближайшей лесной опушке. Был уже вечер, начало смеркаться и мы бродили по лесу до полной темноты, но черники так и не нашли. Пришлось идти к Попову с пустыми руками. Отсутствие черники, очевидно, сделало свое черное дело – реставратор встретил нас мрачно и неприветливо и никакие попытки завязать разговор не увенчались успехом. Мы были обижены и разочарованы, и получив только данное сквозь зубы разрешение на утро осмотреть церковь внутри, ушли из негостеприимного дома, вернулись домой и наконец-то легли спать. О, это был блаженный отдых после стольких бессонных ночей!

2 августа

Фотография не увеличиваетсяНа следующий день, полазав по церкви, погуляв по деревне, искупавшись в реке, покатавшись на лошадях с местными пастухами, купив молока, мы стали обсуждать, что же делать дальше. Мы со Светой хотели еще раз зайти к Попову, а Аня с Ильей категорически отказывались, помня вчерашний негостеприимный прием. Так и не придя к общему решению, решили разделиться – Аня с Ильей пошли за черникой, а мы, слегка нервничая, отравились на очередную попытку «наладить контакт». У Попова мы застали новых гостей – двух девушек-туристок, на вопросы которых он отвечал так же неохотно, что,  скажу честно, немало нас порадовало – не мы одни были удостоены подобного обхождения. Девушки, не выдержав, скоро ушли, а мы со Светой остались, и в конце концов разговор получился. Александр рассказал нам о своей работе, о строительных приемах древнего зодчества, которые они использовали, и даже нарисовал несколько эскизов, которые мы потом долго хранили в качестве реликвии. Ушли в хорошем расположении духа, дома попили молока с черникой и остаток вечера прошел весело.

О работе Александра Попова (позднее директора реставрационной фирмы в Москве и основателя мастерской древнего плотничьего искусства в Кириллове), можно прочитать на сайтах:

3 августа

Утром на первом автобусе приехали в аэропорт, где застали огромную толпу народа, которая, так же как и мы, хотела лететь в Котлас. В конторе аэропорта уже лежал длинный список желающих, в котором мы оказались последними. Женщина в кассе обнадежила нас, сказав, чтобы мы не отчаивались – единственный самолет будет совершать рейсы до тех пор, пока не перевезет всех, и нужно просто ждать. Пассажиры терпеливо сидели с вещами прямо на зеленой лужайке, окаймленной лесом, которая служила взлетной площадкой. Было ясно, что ждать придется несколько часов. От скуки мы, достав алюминиевые кружки (другой посуды у нас не было), поочередно оставляя кого-нибудь дежурным с вещами, начали совершать «черничные рейды» - лес возле аэропорта оказался просто усыпан черникой. За пять минут набирая полные кружки, мы возвращались обратно, разминали чернику с кусковым сахаром, предусмотрительно захваченным из Яковлевского, и пожирали с довольным урчанием. В какой-то момент это черничное безобразие пришлось прекратить, иначе, мы поняли, никогда больше не сможем смотреть на эту ягоду. Тогда Света с Ильей прилегли на травке поспать, а мы с Аней решили прогуляться до соседней деревни Куликово в пяти километрах от аэропорта. Там успели искупаться в речке и вернулись как раз к нашему последнему рейсу.

Фотография не увеличивается

Аня

В Котлас прилетели к 6 часам вечера, поужинали в столовой и встали в очередь на самолет до Архангельска. Народу было много, но часам к 10 все улетели дополнительным рейсом на ИЛ-140 и в 11 часов были в Архангельске.

Встал вопрос о ночевке. Придя на морской вокзал, мы расстелили спальники на мягких диванах в зале ожидания, но Ане со Светой это показалось недостаточно комфортабельным и они решили пройтись до гостиницы. Вернувшись, сообщили радостное известие – нам дали два одноместных люкса и два места в трехместном номере. Мы радостно помчались в гостиницу, вымылись в душе в Светином «люксе» и отлично выспались на чистом постельном белье.

Продолжение

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Автор просит извинения за качество фотографий на этих страницах - большинство из них переснято со старой выцветшей слайдовской пленки и представлено здесь в натуральную величину, так как уменьшать их не представляется целесообразным.

____________________

ТРИ ПОХОДА ПО СЕВЕРУ

(рассказ-воспоминание):

Вступление: История одной книжки или Как все началось

Первый поход (1985 г.)

Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга Согинцы Юксовичи Заозерье Гимрека Щелейки – Петрозаводск – Кижи.

Второй поход (1986 г.)

Каргополь - Саунино Лядины – Большая Шалга – Красная Ляга Лёкшмозеро – Масельга Порженское Кенозеро (Горбачиха, Видягино, Тарышкино, Усть-Поча, Филипповское) – Конёво – Бережная Дуброва Пустынька Ракульское - Кирилловское - Турчасово - Пияла Верхняя Мудьюга Онега – Архангельск.

Третий поход (1987 г.)

Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – ЧухчерьмаВерхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - ТулгасВерхняя Уфтюгаснова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на)д. Унежмастанция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры

________________________

.Деревня Мондино

(Дополнение ко Второму походу)

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006

(Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).